Ваш регион - БрестНайдено: 75 объявлений
Минск и районМинская областьБрест и областьВитебск и областьГомель и областьГродно и областьМогилев и область
Валюта - byn
Ваш регион - БрестНайдено: 75 объявлений
Минск и районМинская областьБрест и областьВитебск и областьГомель и областьГродно и областьМогилев и область
Коммерческая недвижимость - Megapolis-real.by
избранное0
Ваш регион - БрестНайдено: 75 объявлений
Минск и районМинская областьБрест и областьВитебск и областьГомель и областьГродно и областьМогилев и область
Валюта - byn

Коррупция в госзакупках ежегодно съедает до 25% или около $1 млрд. – эксперт

15:03 21.06.2017

О наиболее распространенных «серых схемах» в госзакупках, сколько ежегодно сжирают откаты, как новый закон будет бороться с коррупционными рисками, о создании проекта «Открытые закупки», и почему сегодня в Беларуси один из самых высоких процентов коррупционно емких сделок среди стран Восточного партнерства, megapolis-real.by поговорил с руководителем проекта «Открытые закупки» Владимиром Ковалкиным.

В Беларуси под эгидой неправительственной организации «СИМПА» создается уникальная электронная площадка "Открытые закупки", которая будет заниматься отслеживанием государственных тендеров. На сайте будет создано зеркало базы данных приглашений на тендеры, результатов госзакупок и участников, что позволит более эффективно бороться с коррупцией, повышать конкуренцию на рынке и усиливать его прозрачность.

«Проект «Открытые закупки» ориентирован на журналистов, активистов и тех, кто борется с коррупцией и нарушениями в сфере госзакупок. Думаю, мелкому и среднему бизнесу в перспективе будет интересно получать от нас бесплатную аналитику, чтобы более эффективно участвовать в тендерах и чаще побеждать. Мы надеемся, что проект будет способствовать росту конкуренции, снижению цен и обеспечению прозрачности рынка, - сказал руководитель проекта «Открытые закупки» Владимир Ковалкин. – Возможностями, которые предоставляет сайт, активно заинтересовались и правоохранительные органы. Мы, в свою очередь, всегда открыты для Госконтроля и МВД, в частности ОБЭП. Поэтому вся собранная информация по нарушениям в закупках сразу же будет передаваться уполномоченным органам. Думаю, в связи с этим  порядка в этой сфере станет больше».

- Как вы выявляете нарушения?

- Нарушения мы делим на значительные и незначительные. Незначительные подпадают под действие административного кодекса РБ. Это может быть безответственное оформление документов на электронных торговых площадках, публикация недостоверной или неполной информации и т.д. В этом случае закупщика наказывают рублем, тем не менее, он автоматически попадает в поле зрения правоохранительных органов, так как за незначительными нарушениями могут скрываться более серьезные вещи.

ОФИСЫ В МИНСКЕ

Значительные нарушения связаны с подозрением в коррупционных и мошеннических схемах. Для их выявления мы применяем анализ и сопоставление данных при помощи специальных программ. Мы учим компьютер по алгоритмам находить такие нарушения и собираем определенные маячки, которые сигнализируют, что при проведении закупки было много нарушений, которые можно отнести к разряду серьезных. И чем больше таких маяков собирает закупка, тем больше вероятность правонарушения, соответственно, данная сделка уже вручную проверятся правоохранительными органами или заинтересованными лицами.

- Какие «серые схемы» наиболее часто встречаются в госзакупках?

- Существует много типовых коррупционных и мошеннических схем, но остановимся на самых популярных в нашей стране. Первая схема заключается в создании узкой спецификации товара или услуги, под которую подходит только один заведомо выбранный поставщик. А чтобы тендер состоялся, как правило, появляется вторая аффилированная организация в роли статиста и дает «победить» выбранному поставщику. К сожалению, закон РБ не предусматривает такого понятия, как аффилированные (связанные) физические и юридические лица, поэтому правоохранителям в этом вопросе достаточно сложно проводить анализ и что-то доказывать. Тем не менее, при проведении подобного рода схемы допускается масса других нарушений, за которые можно зацепиться при расследовании.

Вторая схема – это преференциальная поправка в 15% к цене для белорусских производителей. Другими словами, если цена на товар или услугу белорусского производителя выше в диапазоне 15% по сравнению с другими предложениями от иностранных производителей, победу автоматически одержит белорусский поставщик. Вроде хотели сделать что-то хорошее для белорусских предприятий, чтобы они имели конкурентное преимущество, а получилось, как всегда. Часто импортные товары выдаются за отечественные, а поставщик выигрывает тендер, имея маржу в 15% за счет преференциальной поправки.

- Возможно, вам уже удалось выявить случаи недобросовестных закупок?

- Сайт находится в тестовом режиме, поэтому конкретных цифр у меня на данный момент нет. Тем не менее, могу сказать, что до 80% процедур госзакупок проходят, по меньшей мере, с незначительными нарушениями.

- На всех уровнях сегодня говорят о борьбе с коррупцией в закупках. В 2016 году Палатой представителей в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)", который должен был снизить коррупционные риски. Сегодня что-то изменилось, закон стал работать?

- Законопроект так и не вступил в силу, но он все равно мало бы способствовал снижению коррупции. Сейчас все еще идет его обсуждение и там будет собрано все, что последние 4 года принималось подзаконными актами, указами и постановлениями. Этот закон нельзя будет назвать революционным. К слову, мы обязательно выработаем и дадим свои рекомендации правительству по данному вопросу, как это уже делали год назад.

Стоит отметить, что Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ старается сегодня делать сферу госзакупок более открытой, был открыт доступ к большому объему информации. Но все это – шаги лилипута. Сегодня не нужно ничего совершенствовать, так как данная система работает из рук вон плохо. Сегодня нужно кардинально менять систему, взяв за основу хотя бы опыт Грузии. Нам просто необходимо повышать конкуренцию и прозрачность рынка. Но реальность такова, что мы идем путем правок – революции не предполагается. 

- Что стоит сегодня изменить на законодательном уровне, чтобы порядка в данном вопросе стало больше?

 - Нужно внести положение об аффилированных лицах и запрете на их участие в госзакупках. Проведение процедуры закупок разрешить только через электронные площадки посредством открытого или упрощенного аукциона. Ведь при бумажном формате наблюдается недостаточная конкуренция, а также предполагается персональное общение, что увеличивает коррупционные риски. Нужно запретить или сократить до 10% закупки из одного источника, которые на данный момент в Беларуси  занимают до 90% сделок, а в денежном выражении – до 60-70%. Это неконкурентные закупки, информация о которых нигде не публикуется. Мы считаем, что это самый коррупционно емкий вид закупок. И таких показателей как в Беларуси нет больше ни в одной стране Восточного партнерства, что говорит о многом.

ТОРГОВАЯ НЕДВИЖИМОСТЬВ МИНСКЕ

Необходимо создать нормальную электронную торговую площадку вместо существующего мракобесия в виде сайта www.icetrade.by , который, по сути, является доской объявлений. Госзакупки и госфинансы, платежная казначейская система и система торгов должны быть тесно связаны, чтобы можно было получать больше информации и отслеживать, что было куплено, за какие деньги, а не просто получать анализ контракта, условия которого могут нарушаться.

Также преференциальную поправку для белорусских производителей в 15% нужно отменить, так как это способствует развитию коррупционных и мошеннических схем.

- В какую сумму сегодня оценивается ежегодный объем государственных закупок?

- Официальной статистики за 2015-2016 гг. нет, так как Белстат перестал собирать данную отчетность, а Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ по каким-то причинам ее тоже не публикует. В соответствии с данными за 2013-2014 гг., из бюджета ежегодно на госзакупки тратиться $4,5-5 млрд. Думаю, сегодня эта сумма чуть меньше, так как она всегда коррелирует с белорусским рублем, который по сравнению 2013 годом сильно ослаб. Поэтому за 2015-2016 гг. эта сумма должна была составить порядка $3-4 млрд.

- Сколько из этих средств сжирает коррупция?

- Для стран с таким уровнем коррупции, как в Беларуси, характерны потери про проведении госзакупок в размере 20-25% от общей суммы потраченных денег. И если предположить, что на проведение закупок в 2016 году было потрачено $5 млрд., то около $1 млрд. могло быть потеряно, в связи с коррупцией. Причем 50% от суммы, как правило, теряется через прямую коррупцию (взятки, откаты), а вторая половина уходит через закупку ненужных или ненадлежащего качества товаров и услуг.

Эту сумму невозможно сократить до 0, но можно снизить приблизительно в 2-3 раза. И добиться такого снижения можно при прозрачном рынке, развитой конкуренции и общедоступных электронных закупках. Но пока сделки будут проходить за закрытыми дверями, коррупция будет процветать, а о развитии рынка не может быть и речи.

 

Мария Мелёхина

Читайте также:

Купить кафе, ресторан, доставку еды в Минске - актуальные предложения мая
«О кризисе кричат динозавры, для которых старый формат перестает работать» – эксперт
Бизнесвумен с доходом $1,5 млн: предприниматели в СНГ – несчастные люди с комплексом вины и установкой стахановцев

Актуальные предложения
Продажа / покупка офисной недвижимости
Брест
1500м2
0
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
Брест
36м2
4 745
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
Брест
534м2
375
руб. за 1 м2
Готовый бизнес - сауны
Брест
30м2
14 829
руб.
Продажа / покупка офисной недвижимости
Брест
4754м2
804
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
Брест
83м2
3 750
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Ивацевичи
386м2
270
руб. за 1 м2
Готовый бизнес - разное
Пинск
1230000м2
1
руб.
Продажа / покупка офисной недвижимости
Брест
5724м2
575
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
д. Рыбники
997м2
208
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Ивацевичи
575м2
285
руб. за 1 м2
Продажа / покупка офисной недвижимости
Брест
69м2
4 449
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
г. Столин
435м2
648
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
д Бульково
460м2
2 580
руб. за 1 м2
Аренда офисной недвижимости
г. Пинск
169м2
12
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
г. Барановичи
411м2
1 768
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Барановичи
1428м2
883
руб. за 1 м2
Продажа / покупка офисной недвижимости
Брест
96м2
4 449
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
г. Барановичи
353м2
842
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Барановичи
22784м2
652
руб. за 1 м2
Актуальные предложения
Аренда торговой недвижимости
г. Барановичи
353м2
17
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Пинск
498м2
768
руб. за 1 м2
Аренда торговой недвижимости
Пружаны
755м2
25
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Барановичи
1805м2
148
руб. за 1 м2
Продажа / покупка торговой недвижимости
Барановичи
581м2
1 779
руб. за 1 м2
Аренда складской и производственной недвижимости
г. Пинск
139м2
10
руб. за 1 м2
Продажа / покупка складской и производственной недвижимости
г. Пинск
3538м2
979
руб. за 1 м2
Аренда помещений в Бресте

Аренда офисов

Аренда торговых помещений

Аренда складов и складских помещений

Продажа помещений в Бресте

Продажа офисов

Продажа торговых помещений

Продажа складов и складских помещений

Продажа бизнеса в Бресте

Продажа магазинов

Продажа ресторанов, кафе, пиццерий, кофейн

Продажа салонов красоты, парикмахерских, соляриев, саун

Объявление было
добавлено в избранное
Объектов в сравнении: ()
Офисная нед-сть ()
Торговая нед-сть ()
Складская нед-сть ()
Коттеджи и дома ()
Новостройки ()
Квартиры ()
Наверх