Продажа и покупка готового бизнеса. Риски.
Что мешает сегодня активному развитию купли-продажи готового бизнеса в нашей стране? Ответ однозначен - это риски и страхи. Кроме того, вследствие нехватки информации, многие не понимают, что нужно учесть при покупке такого бизнеса, отсюда и множество мифов, а также отказы от сделки.
Все риски можно разделить на 4 категории:
1. Обман или некачественная проверка бизнеса. Здесь отлично работает пример с приобретением авто. Ведь перед покупкой дорогого, пусть и не нового автомобиля, вы проверяете его на СТО на наличие повреждений и работоспособность всех систем. Тоже самое с бизнесом. Однако многие покупатели думают, что лучше сэкономить на экономисте, брокере и юристе. За что потом и могут понести ответственность. В лучшем случае, финансовую.
2. Утечка кадров. Согласитесь, многие приобретают бизнес именно из-за кадрового состава. Особенно это актуально в случае, когда вы приходите на новый рынок. Как бы не утверждали руководители, что новые кадры найти не проблема – поиски в любом случае потребуют временных и финансовых вложений, которые, так или иначе «просадят» бизнес. Именно поэтому важно в самом начале провести мотивационную работу с неформальными лидерами в коллективе.
3. Потеря клиентской базы. Зачастую, в бизнесе большую роль играют неформальные отношения между заказчиком и клиентом. Именно поэтому продажа бизнеса может повлечь за собой потерю части клиентов. Нивелировать данный риск можно за счет проведения встреч с ключевыми клиентами. Не поскупитесь на время, необходимое для налаживания отношений. Надо отметить, что данный риск в основном присущ сфере В2В, где большую роль играют личностные взаимоотношения между ключевыми фигурами бизнеса. А вот, например, в сфере розничной торговли смена владельца не оказывает никакого влияния. Ведь клиенты зачастую даже не в курсе произошедшего изменения.
4. Риск, связанный с управлением. Зачастую этот риск вообще не учитывают, так как он относится к наиболее скрытым. Есть отличный пример бизнеса Олега Тинькова – известной в российской бизнес-среде фигуры. Этот человек создает бизнес с нуля, делает его прибыльным и процветающим. После – дело продается за очень большие деньги. Однако пока все проданные дела показывают отрицательную динамику и не могут выйти на прежний уровень. Видимо, весь секрет в модели управления. Кто за что отвечает и какую функцию выполняет, как все контролируется – вот в чем секрет. Важно верно организовать весь процесс. Наиболее грамотный вариант решения этой проблемы – прописать в договоре обязательное сопровождение бизнеса собственником в течение нескольких месяцев. Это поможет вам понять основные принципы работы прежнего владельца.
Таким образом, мы выделили основные риски. Однако все риски и страхи появляются от незнания той или иной проблемы. А при наличии опыта легко разрешимы.