Современная практика увеличения доходности торговых объектов: аудит и реконцепция. Украинский опыт
В рамках третьего международного форума «Торгово-офисная недвижимость в Республике Беларусь – 2015. Состояние рынка, тенденции, перспективы» выступили с докладом Виталий Бойко – управляющий партнер консалтинговой компании «Ukrainian Trade Guild» и Виктор Оборский – руководитель департамента стратегического консалтинга этой же организации.
Тема доклада - «Современная практика увеличения доходности торговых объектов: аудит и реконцепция». Рассмотрим украинский опыт.
Сегодня площадь торговых профессиональных торговых центров в Киеве составляет 1 073 939 кв.м., что соответствует 385,5 кв.м. на 1000 жителей. На 2015 год запланировано открытие еще 5 торгово-развлекательных центров «Lavina Mall», «Podol Mall», «Retroville», «New life», «Doma Center». Их общая площадь более 239 000 кв.м. При этом на 2016 год перенесен ввод в эксплуатацию еще 2 супергигантов – «Respublika», «Blockbuster Mall».
На рынке торговой недвижимости Украинской столицы заявлено около 27 проектов торговых центров, общая площадь которых около 1.3. млн кв.м. Все они находятся на разных стадиях готовности. Их введение в эксплуатацию будет способствовать дальнейшему росту рынка и появлению на местом рынке международных ритейлеров.
Новые объекты характеризуются существенными объемами строительства, современной архитектурой, наличием уникальных видов развлечений. Наблюдается процесс ротации арендаторов – они переезжают в более успешные новые торговые центры.
В марте 2015 года уровень вакантности мест в Киевских торговых центрах составил 7,5%.
В связи с насыщением рынка, падением потребительского спроса, а также с экономической ситуацией все больше владельцев торговых центров задумываются об их реконцепции. Причем, как отмечают эксперты, необходимость реконцепции абсолютно не зависит от срока, когда был введен в эксплуатацию объект – год или 5 лет назад.
Основная проблема торговых центров – это их несоответствие стандартам современной концепции и архитектуры, требованиям арендаторов и посетителей. Именно поэтому происходит частая ротация, снижаются арендные ставки и доходность объекта.
Ключевая цель реконцепции состоит в увеличении арендной доходности и инвестиционной стоимости бизнеса за счет увеличения посещаемости торгового центра. Только созданием сбалансированного состава арендаторов с разными товарными группами и брендами, организацией эффективных планировочных схем и разработкой навигации можно добиться решения всех проблемных моментов.